Дело
№
04 марта 2010 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области
в составе: председательствующего судьи ХХХ
при секретаре ХХХ
с участием истца ХХХ
представителя истца ХХХ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ХХХ, ХХХ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № ХХХ по Саратовской области о признании сделки недействительной, установлении факта принятия наследства
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском о признании недействительным отказа от наследства после смерти отца ХХХ в пользу матери ХХХ и установлении факта принятия наследства после смерти отца ХХХ, ссылаясь на то, что совершили отказ от наследства после смерти отца под влиянием заблуждения, поскольку, отказываясь от наследства после смерти отца, не знали о том, что брак между родителями был расторгнут, и мать ХХХ, в пользу которой истцы отказались от наследства, не входила в круг наследников первой очереди, не приняла наследство после смерти отца, а потому принадлежавшее отцу имущество на вошло в наследственную массу после смерти матери.
В судебном заседании истец ХХХ и его представитель поддержали исковые требования, пояснили, что, отказавшись от наследства после смерти отца в пользу матери, истцы фактически вступили во владение наследственным имуществом отца.
Истец ХХХ судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель ответчика налогового органа, привлеченная в качестве третьего лица нотариус ХХХ в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии, возражений против иска не представили.
Выслушав участников процесса, свидетелей, проверив материалы дела, суд находит исковые требования истцов подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В суде установлено, что в 1950 году ХХХ и ХХХ вступили в зарегистрированный брак; 14 мая 1973 года они расторгли брак (л.д.19, 47).
ХХХ года у супругов ХХХ родился сын ХХХ; ХХХ года родился сын ХХХ (л.д.15, 22).
20 марта 1993 года на основании договора приватизации жилья ХХХ приобрел в собственность квартиру № ХХХ в д. № ХХХ по ул.ХХХ; 31 мая 1993 года договор зарегистрирован в БТИ Саратовского района (л.д.9-12, 101).
01 декабря 1994 года ХХХ умер; фактически истцы вступили во владение наследственным имуществом после смерти отца: в течение шести месяцев после его смерти они взяла принадлежавшую отцу одежду, обувь (л.д.53).
24 мая 1995 года дети наследодателя ХХХ, ХХХ обратились к нотариусу с заявлениями об отказе от наследственного имущества после смерти отца в пользу наследницы по закону – супруги наследодателя ХХХ (л.д.52).
09 октября 2008 года ХХХ умерла (л.д.61).
03 марта 2009 года наследники первой очереди ХХХ и ХХХ обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства; 15 сентября 2009 года нотариусом нотариального округа Саратовского района вынесено постановление об отказе в выдаче свидетельств о праве на наследство по закону на квартиру № ХХХ в д. № ХХХ по ул.ХХХ в связи с тем, что ХХХ после смерти ХХХ не было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, так как брак между ними был расторгнут (л.д.67).
Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Ст. 154 ГК РФ предусматривает, что сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.
Понятие и последствия недействительных сделок предусмотрены ст.ст. 166-168 ГК РФ.
В соответствии со ст. 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.
Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств её предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.
Если сделка признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения, соответственно применяются правила, предусмотренные п.2 ст. 167 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из содержания заявлений истцов, представленных ими нотариусу после смерти отца ХХХ следует, что они, являясь наследниками первой очереди, отказались от принадлежащего отцу наследственного имущества, в том числе от спорной квартиры, в пользу наследницы первой очереди – супруги наследодателя.
Из объяснений истца ХХХ, свидетеля ХХХ, являющейся родной сестрой ХХХ, следует, что супруги ХХХ и ХХХ после расторжения в 1973 году брака продолжали проживать одной семьей, вели общее хозяйство; о том, что брак между ними расторгнут, они никому не говорили, в том числе и своим детям.
При таких обстоятельствах у суда не вызывает сомнения тот факт, что истцы, отказываясь от принятия наследства после смерти отца в пользу своей матери ХХХ заблуждались в том, что она являлась наследницей первой очереди после смерти ХХХ, что повлекло лишение прав истцов на наследственное имущество, принадлежавшее их отцу ХХХ в связи с чем нарушенное право истцов подлежит судебной защите; исковые требования суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ одним из способов принятия наследства является факт вступления наследника во владение или в управление наследственным имуществом.
В суде установлено, что в течение шести месяцев после смерти отца истцы взяли принадлежавшие отцу одежду, обувь иные предметы; эти обстоятельства подтвердили свидетели ХХХ, ХХХ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в результате установления факта принятия наследства у истцов возникает право собственности на наследственное имущество, требования истцов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ХХХ, ХХХ удовлетворить.
Признать недействительным отказ ХХХ, ХХХ от принятия наследственного имущества после смерти отца ХХХ, умершего 01 декабря 1994 года, в пользу ХХХ, представленный 24 мая 1995 года в Саратовскую государственную нотариальную контору.
Установить факт принятия ХХХ, ХХХ наследства после смерти отца ХХХ, умершего 01 декабря 1994 года.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись