Обзор судебной практики рассмотрения споров, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг
Евгения Улитина
Судья Саратовского областного суда
Установлено, что при рассмотрении дел данной категории суды в основном правильно применяют нормы материального и процессуального права. Об этом свидетельствует отсутствие жалоб на принятые решения по большинству дел.
1. Применение норм процессуального права при рассмотрении дел обобщаемой категории.
Подсудность
При разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с оплатой жилья и коммунальных услуг, следует руководствоваться положениями, установленными ст.ст. 23-24 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 28 ГПК РФ иски по спорам, связанным со взысканием с граждан оплаты жилья и коммунальных услуг, предъявляются в суд по месту жительства ответчика, то есть по месту его регистрации.
Иски граждан, связанные с некачественным предоставлением коммунальных услуг, оказанием услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту жилого помещения ненадлежащего качества, являются исками о защите прав потребителей. Такие иски могут быть предъявлены в суд по месту нахождения организации, если ответчиком является индивидуальный предприниматель, его жительства; жительства истца; заключения или исполнения договора.
Изучение поступивших на обобщение дел показало, что суды правильно применяют вышеуказанные нормы.
Уплата государственной пошлины
Как указано выше, иски граждан, связанные с некачественным предоставлением коммунальных услуг, оказанием услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту жилого помещения ненадлежащего качества, являются исками о защите прав потребителей. Граждане по делам указанной категории при обращении в суд в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Изучение дел показало, что имеют место случаи неприменения вышеуказанной нормы. Гр. Л. обратилась к мировому судье с иском о взыскании с МУП ЖКХ переплаты за пользование водоснабжением и водоотведением, мотивируя свои требования некачественным оказанием данной услуги.
Определением мирового судьи данное исковое заявление было оставлено без движения, в том числе в связи с неоплатой государственной пошлины. Поскольку истец не оплатила государственную пошлину при исправлении недостатков искового заявления, оно было возвращено определением мирового судьи, которое оставил без изменения суд апелляционной инстанции.
В данном случае мировым судьей и судом апелляционной инстанции не учтено, что хотя исковые требования являются требованиями имущественного характера, вместе с тем истцом заявлен иск, связанный с нарушением ее прав, как потребителя коммунальных услуг, в связи с чем от уплаты государственной пошлины она подлежит освобождению на основании п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ. В соответствии со ст. 333.19 НК РФ подлежат оплате государственной пошлиной исковые заявления исполнителей жилищных и коммунальных услуг о взыскании с граждан задолженности по оплате указанных услуг.
Суды, на основании заявленного ходатайства и представленных доказательств о том, что имущественное положение истца не позволяет ему уплатить государственную пошлину при подаче искового заявления, предоставляют истцам по делам указанной категории отсрочку уплаты государственной пошлины, о чем выносится определение. Такая практика представляется правильной, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции и мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.
После рассмотрения дела по существу, в случае удовлетворения исковых требований, государственная пошлина, оплата которой была отсрочена истцу, судами взыскивалась с ответчиков пропорционально удовлетворенной части исковых требований, что соответствует требованиям ст. 98 ГПК РФ.
Вместе с тем, имели место случаи, когда судом оставался не разрешен вопрос о взыскании государственной пошлины, оплата которой была отсрочена истцу при подаче искового заявления. Такие случаи имели место при прекращении производства по делу, в связи с отказом истца от исковых требований по основаниям добровольного погашения задолженности ответчиком, а также при отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, где основанием отказа явился также факт добровольной оплаты задолженности. При этом судами не учитывалось, что в соответствии со ст. 101 ГПК РФ государственная пошлина в этом случае подлежала взысканию с ответчика.
2. Применение норм материального права при рассмотрении дел обобщаемой категории
Подавляющее количество дел, рассмотренных судами области, составляют дела о взыскании с граждан задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и их оплаты, а также оплаты за жилое помещение входят в состав жилищных отношений, регулируемых жилищным законодательством (ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. 13.08.2006 г. Правительством РФ было принято постановление № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»
Согласно ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее (иное) законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ. Из этой нормы следует, что нормы ГК РФ применяются в субсидиарном порядке к рассматриваемым нами отношениям, регулируемым ЖК РФ и Правилами. Причем в приоритетном порядке применяются сначала специальные нормы Правил, основанные на ст.ст. 156, 157 и разделе VII. Только при отсутствии в ЖК РФ и вышеуказанных Правилах соответствующих специальных правил применяются нормы ГК РФ.
Таким образом, гражданско-правовые нормы ЖК РФ следует считать специальными нормами и по отношению к нормам ГК РФ, и по отношению к нормам Закона РФ «О защите прав потребителей». Целесообразно исходить из следующей иерархии норм, регулирующих отношения по предоставлению коммунальных услуг:
1) нормы ЖК РФ, Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и иных федеральных законов, содержащих специальные правила о предоставлении коммунальных услуг;
2) нормы Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ 13.08.2006 г. № 491;
3) нормы ГК РФ (при отсутствии соответствующих специальных правил в ЖК РФ, Федеральном законе от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ, иных федеральных законах и Правилах);
4) нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг
В п. 4 ст. 154 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень коммунальных услуг, за которые вносится оплата. Это холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно этим новым Правилам коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Таким образом, были конкретизированы услуги и коммуникации, с помощью которых они оказываются.
Сторонами, участвующими в процессе оказания коммунальных услуг, являются потребитель, исполнитель, ресурсоснабжающая организация.
При разрешении дел по искам граждан, связанным с качеством предоставления коммунальных услуг, важным является правильно определить - кто же является исполнителем коммунальных услуг.
В зависимости от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом предоставление коммунальных услуг в соответствии с ЖК РФ осуществляется различными исполнителями:
а) при управлении управляющей организацией (ч.ч. 2 и 3 ст. 162) – управляющая организация на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого каждым собственником жилого помещения. Определение «управляющая организация» раскрыто в ч. 4 ст. 155 ЖК РФ.
б) при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме ( ч. 8 ст. 155, ч. 2 ст. 164 ЖК РФ) – лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (например, ресурсоснабжающими организациями) на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, заключаемых каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
в) при управлении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом – ЖК РФ не называют в качестве исполнителя ни ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, ни ресурсоснабжающую организацию. При этом Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают, что предоставление коммунальных услуг при данном способе управления осуществляется только ТСЖ, ЖСК, ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом.
В связи с этим, если гражданин обращается в суд с иском о некачественном содержании и ремонте внутридомовых инженерных систем, то в данном случае исполнителем является ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив независимо от того, кто именно являлся подрядчиком и практически осуществлял действия по содержанию и ремонту внутридомовых инженерных систем.
В том же случае, если гражданин, своевременно производящий оплату коммунальных услуг, обращается в суд с иском на незаконное прекращение подачи коммунальных услуг, которое было произведено, например, в связи с наличием задолженности ТСЖ перед ресурсоснабжающей организацией, необходимо учитывать следующее.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем (ТСЖ) с собственником жилого помещения (п. 4 Правил). В обязанности исполнителя (по договору абонент) входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями и оплата услуг по предоставлению коммунальных ресурсов. В этой связи ТСЖ по существу является посредником между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями.
В этом случае гражданин, не имеющий задолженности по оплате коммунальных услуг, вправе обратиться в суд с иском непосредственно к ресурсоснабжающей организации на незаконные действия по прекращению поставки коммунальных ресурсов, в том случае, когда прекращение поставки имело место по причине наличия задолженности у ТСЖ перед ресурсоснабжающей организацией.
Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают право исполнителя коммунальных услуг приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае неполной оплаты коммунальных услуг (п. 80 Правил). При этом п. 50 Правил предусматривает возможность приостанавливать или ограничивать подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа. То есть ни в коем случае нельзя приостанавливать подачу холодной воды и отопления.
П. 86 Правил указывает, что действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к повреждению общего имущества дома; нарушать права граждан, пользующихся другими помещениями; нарушать требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан. Соответственно не допускается прекращение подачи какого-либо коммунального ресурса всему дому, в котором проживают граждане своевременно оплачивающие этот коммунальный ресурс, поскольку это нарушает их права.
Запрет на ограничение режима потребления, отключение потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии, предусмотрен и ст. 38 ФЗ от 26.03.2003 г. № 53-ФЗ «Об электроэнергетике», что в соответствии со ст. 548 ГК РФ распространяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой.
Отношения по оплате жилья и коммунальных услуг
Жилищное законодательство устанавливает обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги гражданами и юридическими лицами (ст. 153 ЖК РФ).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица.
Основание и порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги определены ст. 155 ЖК РФ, из содержания которой можно сделать вывод о том, что платежные документы на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются собственнику, нанимателю жилого помещения либо члену жилищного кооператива.
Вместе с тем, следует учитывать, что если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, то в соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый из них вправе в зависимости от размера своей доли в праве собственности требовать от управляющей организации заключения с ним отдельного договора на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги и выдачу ему соответствующего платежного документа.
В то же время закон не содержит запрета на внесение платы за жилое помещение, находящееся в собственности нескольких лиц, несколькими собственниками на основании одного платежного документа. Собственники жилых помещений вправе заключить соглашение между собой и производить оплату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании одного платежного документа. Если же соглашение между ними не будет достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который должен установить порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.
При разрешении дел о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг с нанимателей жилых помещений и членов их семей, следует учитывать, что в соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При разрешении требований о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг с нанимателя и членов его семьи, такая задолженность подлежит взысканию в солидарном порядке с указанных лиц.
Вместе с тем, исковые требования о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг могут быть предъявлены к одному из солидарных должников. Такие требования подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 325 ГК РФ, применимой к данным правоотношениям в связи с отсутствием специальных правил в нормах жилищного законодательства. В свою очередь должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам.
а) плата за коммунальные услуги:
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 157 ЖК РФ).
Аналогичные положения содержатся в п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., что не всегда учитывалось при рассмотрении дел.
Так, гр. Е. было отказано в удовлетворении исковых требований о возложении на МУП «Балашов-Жилье» обязанности определять размер платы за горячее водоснабжение (подогрев воды) исходя из показаний прибора учета объема потребленной горячей воды и перерасчете необоснованно начисленной платы по тем основаниям, что решением Балашовского районного Совета «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения ОМО Балашовского района на 2005 г.» от 31.12.2004 г. № 47/01 и решением Балашовского районного Совета «О внесении изменений в решение Балашовского районного Совета от 31.12.2004 г. за № 47/01 «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения ОМО Балашовского района на 2005 г.» были приняты тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения г. Балашова на 2005 г., однако тарифы для определения размера платы за горячее водоснабжение исходя из показаний приборов учета, приняты не были, в связи с чем у гр. Е., по мнению суда, отсутствовало право на оплату потребленной горячей воды исходя из показаний приборов учета. При этом суд не учел, что плата за коммунальные услуги определяется двумя способами в зависимости от конкретных условий и если жилой дом оборудован счетчиками потребления, в том числе горячей воды, то расчет стоимости этих коммунальных услуг должен осуществляться на основании объемов потребления по данным приборов учета и право на оплату потребленной горячей воды исходя из приборов учета у жильцов возникает с момента ввода прибора учета в эксплуатацию. Указанные положения являются нормами прямого действия, в связи с чем они подлежат непосредственному применению, независимо от того были ли приняты тарифы для определения размера платы за горячее водоснабжение исходя из показаний приборов учета.
На основании постановления президиума Саратовского областного суда от 01.10.2007 г. решение было отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
б) плата за жилое помещение
Статья 156 ЖК РФ регулирует определение размера двух составляющих платы за жилое помещение, установленных ст. 154 ЖК РФ: плата за содержание и ремонт жилого помещения и платы за пользование жилым помещением.
Размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.
Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст. 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного потребительского кооператива.
Граждане, признанные малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
Расчетный период для оплаты жилья и коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Плата за жилье и коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10—го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. При этом она вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
За несвоевременную или неполную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги ст. 155 ЖК РФ установлены штрафные санкции в виде пени. В настоящее время пеня установлена в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты (то есть с 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым) по день фактической выплаты включительно.
При разрешении дел о взыскании с граждан пени за ненадлежащее исполнение обязательства по оплате коммунальных услуг, при явной несоразмерности пени последствиям нарушения обязательства, следует обсуждать в соответствии со ст. 333 ГК РФ вопрос о возможности уменьшения пени, независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком.
Указанная норма Гражданского кодекса РФ применялась не всегда. Судам необходимо иметь в виду, что при наличии оснований для применения ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить размер пени независимо от того, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком. Возложение законодателем на суды общей юрисдикции решения вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств вытекает из конституционных прерогатив правосудия, которое по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Кроме того, ст. 90 ЖК РФ в качестве меры ответственности за невнесение без уважительных причин платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев предусмотрено выселение в судебном порядке нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого должен соответствовать размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
Изучение дел показало, что совместно с исками о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг заявлялись и исковые требования о выселении нанимателей жилого помещения и проживающих совместно с ними членов семьи с предоставлением им другого жилого помещения.
При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству, судами правильно в качестве обстоятельств имеющих значение для дела определялись такие как: наличие, размер и срок образовавшейся задолженности; наличие уважительных причин неоплаты жилья; соответствие предоставляемого жилого помещения требованиям закона.
Изменение платы
Частью 11 ст. 154 ЖК РФ закреплено право потребителя на перерасчет платы за период временного отсутствия. Порядок перерасчета содержится в разделе VI Правил предоставления коммунальных услуг.
Исполнитель должен произвести перерасчет в течение пяти рабочих дней после получения заявления и отразить его результаты в платежном документе. Размер платы уменьшается пропорционально количеству дней временного отсутствия (дни выбытия и прибытия на место жительства включаются в период отсутствия).
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение платы за коммунальные услуги в соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Глава 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, регулирует порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению. Если перерывы в предоставлении коммунальной услуги превысили установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
В случае, если исполнитель после заключения договора своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения понесенных убытков и уплаты неустойки в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о защите прав потребителей и договором.
Факт непредоставления коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества устанавливается следующим образом: потребитель обязан уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (письменно или устно, в том числе по телефону). Данное сообщение подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае же если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.
Так, ООО «Управляющая компания Новоузенск» обратилась с иском к гр. С. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, в состав, которой входила задолженность за отопление с февраля по сентябрь 2006 г. Возражая против заявленных требований, ответчиком суду был представлен акт специалиста ТО ТУ Роспотребнадзора от 30.01.2006 г., из содержания которого следовало, что температура и состояние квартиры не отвечало требованиям СанПиНа 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилых зданиям, помещениям», заявление гр. С. от 10.01.2006 г. в МУП «ЖКХ Новоузенского района», осуществлявшего отопление за указанный период, о ненадлежащем оказании услуги. На основании оценки указанных доказательств, суд пришел к выводу о некачественном оказании услуги по отоплению жилого помещения ответчиков за указанный период и исключил задолженность за период с февраля по сентябрь 2006 г. из общей суммы задолженности.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно Правилам, работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требования законодательства Российской Федерации и условиям договора.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющие организации или лица обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными Правилами, по письменному или устному заявлению собственника. Лицо, к которому направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить соответственно собственнику помещения или нанимателю извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
В случае отказа собственник помещения может защитить свои права как в судебном, так и внесудебном порядке. В данном случае собственник является потребителем услуг.
Основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, в котором отражен факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ.
Если в результате оказания услуг ненадлежащего качества или их непредоставления был нанесен ущерб жизни, здоровью или имуществу потребителя, то об этом также составляется соответствующий акт.
Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества предоставляемых услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействия) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Компенсация морального вреда
Гражданину-потребителю на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставлено право на компенсацию морального вреда со стороны предприятия, оказывающего услуги, выполняющего работы и т.д.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда при наличии его вины.
При этом согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом вне зависимости от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг.
Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 160 ЖК РФ).
Этот перечень правовых актов является исчерпывающим. Поэтому иными правовыми актами порядок и условия предоставления таких компенсаций устанавливаться не могут, а если такие акты были приняты, то они по общему правилу не могут применяться к отношениям, возникшим после введения в действие ЖК РФ.
Однако в силу ст. 8 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными актами до введения в действие Кодекса.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ (обзор судебной практики за 2 квартал 1998 г.) отсутствие бюджетного финансирования (либо недостаточное финансирование для покрытия расходов по реализации законов, предусматривающих льготы), само по себе не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении льгот, предусмотренных в законе.
Ресурсоснабжающие организации имеют возможность компенсировать свои расходы из федерального, субъекта Российской Федерации или местного бюджета (в зависимости от того, нормативным актом какого уровня предусмотрена льгота и из какого именно бюджета предусмотрены расходы на ее реализацию).
Если ресурсоснабжающая организация прекратит предоставление коммунальных услуг (отключит электроэнергию, воду и т.д.) в связи с тем, что гражданином перечисленные услуги оплачивались не полностью, а в размере с учетом предоставленных ему льгот, то по требованию такого гражданина суд обязывает эту организацию восстановить предоставление услуг и может взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
Среди законов, в соответствии с которыми отдельным категориям граждан предоставляются компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, можно назвать ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в частности, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг. Названным Федеральным законом устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О ветеранах», в частности, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
При этом следует учитывать, что начисление платы, в частности за отопление, в размере 50% производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» с учетом отапливаемой площади и не связано с количеством зарегистрированных и проживающих на жилой площади лиц.
Следует отметить также, что льгота по оплате за коммунальные услуги распространяется и на членов семьи инвалида войны, хотя пп.9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» предоставляет такую льготу только инвалиду войны. Вместе с тем, данное положение подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 г. № 423-О «По запросу Конституционного Суда Республики Татарстан «О проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах». В названном определении Конституционный Суд РФ указал, что само по себе оспариваемое положение подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" - во взаимосвязи с положениями статьи 11 того же Федерального закона, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 и пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209, - не может рассматриваться как лишающее льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны членов их семей.
Льготами по оплате жилья и коммунальных услуг пользуются педагогические и медицинские работники, проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В настоящее время меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) установлены Законом Саратовской области от 12.09.2005 г. № 83-ЗСО.
Данный закон, как и предшествующие ему законы, определяет, что социальная поддержка по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется организациями, оказывающими соответствующие жилищно-коммунальные услуги, на основании документов, подтверждающих право гражданина на социальную поддержку.
При этом установлено, что возмещение организациям, оказывающим соответствующие жилищно-коммунальные услуги, расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг осуществляется:
в отношении работников областных государственных организаций - за счет средств областного бюджета;
в отношении работников муниципальных организаций - за счет субвенций из областного бюджета местным бюджетам в порядке, устанавливаемом Правительством области.
Порядок возмещения расходов организациям, оказывающим соответствующие жилищно-коммунальные услуги, в отношении работников муниципальных учреждений, указанных в статьях 1, 4 настоящего Закона, устанавливается органами местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, можно сделать вывод о том, что и после 01.01.2005 г. за педагогическими и медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, сохранилось право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которые изначально должны предоставляться организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, имеющими в свою очередь право на возмещение понесенных расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Предоставление льгот носит заявительный характер и производится на основании документов, подтверждающих право на льготы.