О работе районных (городских) судов и мировых судей Саратовской области по рассмотрению уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях в 2007 году и задачах по совершенствованию правосудия на 2008 год
Александр Галкин
Председатель Саратовского областного суда
Рассмотрение уголовных дел
В 2007 году проделана значительная работа по обеспечению прав граждан на своевременную защиту в уголовном судопроизводстве и повышению качества судебных решений.
Средняя нагрузка по уголовным делам на федерального судью по области составила – 3,2 дела, по г. Саратову – 2,6 дела. Нагрузка уменьшилась, поскольку в 2006 году она составляла по области 3,7 дела, по г. Саратову - 2,9 дела. Нагрузка мировых судей уменьшилась и составила по области 7,1 дела (2006 год- 8), по г. Саратову – 5,1 дела (2006 год-6,1).
В 2007 году районными (городскими) судами и мировыми судьями окончено 19115 уголовных дел, из них с вынесением приговора 12664 дела в отношении 19973 лиц. Осуждено 14533 лица (несовершеннолетних 1093 или более 7%), оправдано 116 лиц (2 несовершеннолетних). Из общего числа осужденных к реальному лишению свободы - 4477 (30,1%), из них несовершеннолетних – 184 (16,8 % от осужденных несовершеннолетних или 4,1 % от общего числа осужденных к лишению свободы).
Увеличилось количество дел рассмотренных в особом порядке судебного разбирательства в процентном отношении от общего количества рассмотренных дел. В 2007 году в особом порядке рассмотрены уголовные дела в отношении 3673 лиц, что составляет 37,2 % от числа осужденных лиц, в прошлом отчетном году этот показатель составлял 34 %.
Сравнительный анализ практики назначения наказаний несовершеннолетним в 2007 году по сравнению с 2006 годом свидетельствует, что количество осужденных судами области к реальному сроку лишения свободы сократилось как в абсолютных числах (182 против 229), так и в процентном отношении и составляет 17 % от числа осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, против 20,9 % в 2006 году. По России этот показатель составляет 21 %.
В 2007 году увеличилось количество несовершеннолетних направленных в специальные воспитательные учреждения закрытого типа – 40 лиц (2006 год- 17 лиц) и с применением принудительных мер воспитательного воздействия- 55 лиц (2006 год- 43).
Что касается уголовного наказания осужденным в целом, то оно является достаточно строгим. Федеральными и мировыми судьями к лишению свободы на определенный срок осуждено 4377 лиц, или 30,1 % от общего количества осужденных, в 2006 году – 4411 лиц (28%). По России этот показатель составляет 33,2 %.
Увеличилось количество лиц осужденных за преступления коррупционной направленности по ст. ст. 285-293 УК РФ - 162 (2006 год-159), из них осуждено по ст. 290 ч.1 и ч.2 УК РФ 75 человек (в 2006 году - 63 человека). Возросло в три раза количество осужденных к реальному лишению свободы с 2 человек в 2006 году до 6 человек в 2007 году. Увеличилось и применение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью с 13 человек до 17 человек.
Определенную обеспокоенность вызывает огромное количество прекращенных уголовных дел за примирением с потерпевшим, и если у мировых судей значительно сократилось количество прекращенных дел с 4399 до 3701 и мы знаем, что это в основном дела частного обвинения и дела о преступлениях небольшой тяжести в отношении чужого имущества, то в федеральных судах при общем уменьшении количества рассмотренных дел количество прекращенных дел за примирением с потерпевшим возросло с 1926 до 1939 дел. Областным судом будет изучаться практика применения судами области ст. 25 УПК РФ, регулирующей порядок прекращения уголовных дел за примирением сторон. Изложенные в указанной статье закона положения не обязывают суд прекращать дела, а только предоставляют такое право. Не злоупотребляют ли судьи своим правом на прекращение дела, тем более по преступлениям небольшой и средней тяжести против государственной власти, порядка управления, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Соблюдение сроков рассмотрения судами области уголовных дел
Можно отметить, что суды области добились хороших результатов в рассмотрении уголовных дел без нарушения процессуальных сроков, установленных ст. ст. 227, 233 УПК РФ.
В 2006 году нарушение сроков, установленных ст. ст. 227, 233 УПК РФ, имелось по 3 уголовным делам. В 2007 году по статистике 1 нарушение.
Значительно улучшился данный показатель при рассмотрении уголовных дел мировыми судьями. В 2007 году допущено нарушение процессуальных сроков, установленных ст. 321 УПК РФ, всего по 11 делам, что составляет 0,1 % от общего количества оконченных дел, тогда как в 2006 году таких дел было - 41 или 0,4%.
Причинами длительного не рассмотрения уголовных дел являются и субъективные факторы, зачастую решения в судебном заседании о назначении экспертиз принимаются судьями со значительным опозданием, после проведения несколько судебных заседаний, что в основном вызвано поверхностным изучением судьями материалов уголовного дела. По значительному количеству уголовных дел сроки рассмотрения затягиваются в связи с отменой приговоров, постановленных с нарушениями материального и процессуального закона либо основанных на доказательствах, неполно исследованных в судебном заседании.
Случаи длительного не рассмотрения уголовных дел встречаются и у мировых судей, основные причины волокиты дел те же, что и у федеральных судей и, кроме того, отсутствие оперативности при их рассмотрении.
В данном случае при разрешении проблемы длительности рассмотрения дел важное значение приобретает постоянный контроль за своевременным рассмотрением уголовных дел мировыми судьями, а в случае необходимости помощь в организации судебных процессов со стороны судей-кураторов и председателей судов.
Всего судами области рассмотрено в сроки свыше полутора месяцев более 1491 дел, что составляет 14,7 % от общего количества оконченных дел.
За 2006 год этот показатель равен 1739 делам, что составило - 15% от оконченных дел. Из статистических данных о длительном не рассмотрении судами области уголовных дел видно, что большая часть таких дел рассматривается в сроки свыше полутора до трех месяцев.
Особое внимание судами области уделялось рассмотрению уголовных дел в отношении лиц, содержащихся под стражей.
Дела данной категории рассматриваются в первоочередном порядке в соответствии с требованиями ст. ст. 227, 233 УПК РФ. Однако продолжают иметь место случаи, когда этому вопросу не уделяется надлежащего внимания, что влечет длительное содержание подсудимых под стражей.
На 1 января 2008 года в следственных изоляторах за судами области под стражей по нерассмотренным уголовным делам свыше 3-х месяцев содержатся 5 лиц по 4 делам. В сравнении с 2006 годом количество лиц, содержащихся под стражей свыше 3-х месяцев по нерассмотренным уголовным делам, уменьшилось с 14 до 5 лиц.
Качество рассмотрения уголовных дел
В 2007 году в апелляционном порядке были рассмотрены уголовные дела в отношении 373 лиц (в 2006 году были рассмотрены дела в отношении 355 лиц). В том числе на 238 лиц были рассмотрены апелляционные жалобы на приговоры мировых судей, в отношении 135 лиц жалобы на постановления, принятые по существу дела.
При этом в апелляционном порядке в отношении 35 лиц приговоры отменены (в 2006 году - в отношении 40 лиц); в отношении 63 лиц приговоры изменены (в 2006 году - в отношении 67 лиц), а всего приговоры отменены и изменены на 98 лиц (в 2006 году - на 107 лиц). В порядке надзора отменено 3 и изменено 9 приговоров (в 2006 году отменено 5, изменено 9). Таким образом, всего отменены и изменены приговоры в отношении 110 лиц. Качество рассмотрения составило 98,8 %. В 2006 году оно составляло 98,7 %, то есть качество рассмотрения уголовных дел мировыми судьями остается стабильно высоким.
Анализ работы федеральных судей свидетельствует о том, что качество рассмотрения уголовных дел в 2007 году несколько улучшилось, однако не достигло уровня 2005 года. Стабильность приговоров в 2007 году составила 94,1 % , в 2006 году - 93,7%, в 2005 году - 96,9%.
В значительное количество судебных решений в 2006 году кассационная инстанция вторгалась в связи с изменением судебной практики по рассмотрению дел о незаконном обороте наркотиков и назначения наказания при наличии смягчающего обстоятельства «явка с повинной», в связи с этим наблюдалось статистическое снижение качества рассмотрения уголовных дел.
В отличие от предыдущих лет наиболее часто основанием к изменению или отмене приговоров служило неправильное применение уголовного закона – 411 лиц или 57,2 % от общего числа ошибок, затем идут нарушения уголовно-процессуального законодательства 182 лица (25,3%), несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела 75 лиц или 10,4 %, несправедливость приговора 24 лица или 7,1 %.
В 2007 году из общего числа рассмотренных кассационных жалоб и представлений на приговоры и постановления о прекращении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, отменены в отношении 16 несовершеннолетних, изменены – в отношении 17, всего отменены и изменены приговоры в отношении 33 несовершеннолетних (30,8 % от рассмотренных дел в отношении несовершеннолетних). В 2006 году- 23,5 %.
О некоторых проблемных вопросах в работе судов в 2007 году
В 2007 году допущено необоснованное осуждение в отношении 5 лиц, в отношении 2 лиц приговоры отменены с прекращением производства по делу за отсутствием в действиях состава преступления.
Ходатайств о продлении срока содержания под стражей рассмотрено:- в 2006 году - 2878, из них удовлетворено 2825 (98,2%); 2007 году - 2280, что на 598 ходатайств или на 20,8% меньше, чем в 2006 году, из них удовлетворено 2217 (97,2%).
На фоне уменьшения, как общего количества осужденных, так и осужденных к реальному лишению свободы, число лиц, содержащихся под стражей до приговора суда, остается значительным. Поскольку заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения, ограничивающей права, свободы и личную неприкосновенность человека и гражданина, а длительное содержание обвиняемого под стражей ограничивает право обвиняемого на безотлагательную судебную защиту, формальный подход к обращению с соответствующими ходатайствами и их разрешению недопустим.
На необходимость повышения требовательности к содержанию ходатайств о продлении сроков содержания под стражей и улучшения качества судебных постановлений по результатам рассмотрения таких ходатайств неоднократно указывалось судьям при проведении плановых занятий. В постановлении президиума областного суда от 18.12.2006 года, принятого по итогам обсуждения судебной практики рассмотрения судами области материалов о мере пресечении также отражены основные недостатки рассмотрения материалов о продлении сроков содержания под стражей.
Вместе с тем качество, как ходатайств о продлении срока содержания под стражей обвиняемых, так и постановлений суда по их разрешению остается на невысоком уровне.
Весьма распространена практика, когда органы предварительного расследования ограничиваются перечислением следственных действий, которые необходимо выполнить, без приведения мотивов, почему невозможно было их производство в установленный срок следствия, а также безмотивной констатацией обстоятельств, указанных в ст. 97 УПК РФ, или же их перечислением.
Такой же недостаток имеют и многие постановления судей о продлении срока содержания под стражей.
Обращаю внимание председателей судов на то, что если срок содержания обвиняемого под стражей продлевается не в первый раз, то судам следует тщательно проверять, по каким причинам не были выполнены следственные действия, о необходимости проведения которых следователем сообщалось в предыдущих ходатайствах.
Установив, что объективных причин для продления срока расследования по делу не имеется, суды должны обсуждать вопросы о возможности изменения меры пресечения обвиняемому, а также о необходимости вынесения частных постановлений в адрес начальников следственных подразделений и прокуроров об отсутствии надлежащего контроля за соблюдением процессуальных сроков следователем по конкретному делу.
Следует обратить внимание, что в соответствии с прецедентным правом Европейского Суда вопрос о том, был ли срок содержания под стражей разумным, не может оцениваться абстрактно и должен оцениваться в каждом случае в соответствии с конкретными обстоятельствами отдельного дела. Длительное содержание под стражей может быть оправдано, только если имеются конкретные указания на реальную необходимость защиты общественных интересов, которые, несмотря на презумпцию невиновности, перевешивают принцип уважения индивидуальной свободы.
Как показывает практика, чрезвычайно редко избирается такая мера пресечения как залог. Так, в 2006 году такая мера пресечения применена в отношении 140 лиц, в 2007 году – в отношении 142 лиц. Рекомендую судьям смелее избирать залог, при этом устанавливать его размеры в солидных суммах.
Имеются не единичные случаи грубого нарушения уголовного закона при назначении наказания рецидивистам в виде лишения свободы условно, со ссылкой на отсутствие в ст. 73 УК РФ прямого на это запрета. Однако, принимая решение о назначении такой меры наказания как условное осуждение, судьи игнорируют положение ч.5 ст. 18 УК РФ о том, что рецидив преступлений влечет более строгое наказание.
Рассмотрение гражданских дел и дел об административных правонарушениях
Итоги работы по рассмотрению гражданских дел свидетельствуют, что их поступление в суды и к мировым судьям продолжает расти. В 2007 году их число составило 124 522, что на 2,6% выше уровня 2006 года.
Вместе с тем, статистика свидетельствует, что в районные суды поступление дел резко уменьшилось (с 37,4 до 28,3 тысяч дел или на 24,3%, а к мировым судьям существенно возросло (с 83,9 до 96,2 тысяч дел или на 14,7%).
В связи со снижением поступления дел в суды уменьшилась и среднестатистическая нагрузка по гражданским делам на одного федерального судью в целом по области с 11,8 дела в месяц в 2006 году до 9,2 дела в 2007 году, что ниже среднего показателя по Приволжскому Федеральному округу (11,6).
Снизилось в 2007 году в судах области и количество рассмотренных в порядке главы 29 КоАП РФ (по первой инстанции) дел об административных правонарушениях по сравнению с предыдущим годом на 14,9%. Их число составило 2115 дел, что также существенно ниже среднего показателя по округу.
Основной причиной снижения количества гражданских дел в районных судах в 2007 году является значительное уменьшение поступления в суды области и, прежде всего во Фрунзенский районный суд г. Саратова, дел по спорам военных пенсионеров с органами военного управления о перерасчете пенсий и других пенсионных дел.
Вместе с тем, в 19 судах из 48 поступление дел по первой инстанции увеличилось.
Общей для всех судов тенденцией явилось увеличение в 2007 году количества трудовых споров; жалоб на действия (бездействия) должностных лиц, государственных и муниципальных органов; споров, вытекающих из семейно-брачных отношений.
Анализ работы свидетельствуют о том, что количество гражданских дел по апелляционным жалобам и административных дел по жалобам на постановления о привлечении к административной ответственности в 2007 году возросло (на 6,6 % по гражданским делам и на 19,7% по делам об административных правонарушениях). Отсюда можно сделать вывод о том, что граждане стали чаще обжаловать судебные постановления мировых судей и постановления иных государственных органов о привлечении к административной ответственности.
Увеличение поступления в 2007 году гражданских дел к мировым судьям привело к увеличению средней нагрузки на одного судью с 66,2 дела до 75,9 дела в месяц. Несмотря на высокую судебную нагрузку мировых судей области, она ниже, чем в Приволжском Федеральном округе (92,6), что свидетельствует о неравномерности нагрузки между судебными участками и о наличии резерва для ее выравнивания, в том числе путем изменения границ судебных участков. Но эта работа требует предварительного глубокого анализа после реализации закона об образовании в области 12-ти новых судебных участков.
Рост количества гражданских дел связан с увеличением исков налоговых органов о взыскании налогов и сборов, жилищно-коммунальных органов о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные услуги, органов Пенсионного фонда РФ о взыскании платежей в Пенсионный Фонд РФ, о защите прав потребителей.
По делам об административных правонарушениях среднемесячная нагрузка на одного судью в месяц возросла с 91,5 до 95,0 дела, этот показатель несколько выше среднеокружного (92,6).
Качество рассмотрения дел
Следует отметить, что качество отправления правосудия по гражданским делам в области в отчетном периоде осталось стабильно высоким.
В 2007 году федеральными судьями по первой инстанции постановлено 97,8 % законных решений (в кассационном и надзорном порядке отменено и изменено 521 решение из 28 721), что на 0,5 % ниже соответствующего показателя за 2006 год, но на 0,2 % выше аналогичного показателя за 2005 год. По Российской Федерации за 2006 год показатель качества вынесенных районными и городскими судами решений по гражданским делам составил 96,6%.
Основными причинами отмены судебных постановлений являются неправильное применение норм материального и процессуального права вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки отдельных судей, ненадлежащей досудебной подготовки дел к судебному разбирательству, а в отдельных случаях – просто небрежность.
Как и в предыдущие годы, наибольшую сложность для судей представляли дела по жилищным спорам, о защите прав потребителей, по спорам о собственности, по жалобами на действия должностных лиц, по пенсионным спорам.
Законодательство, регламентирующее указанные правоотношения, в силу его частой изменяемости, невысокого уровня законодательной техники, множественности бланкетных норм, действительно, требует тщательного изучения и определения приоритета нормы. В связи с этим, председателям судов необходимо активизировать работу в судах по изучению данного законодательства и судебной практики его применения.
В связи с изменениями процессуального законодательства, регламентирующего рассмотрение гражданских дел в порядке надзора, серьезное внимание должно быть обращено на качественное рассмотрение дел в апелляционном порядке. Основания для отмены судебных постановлений в порядке надзора и сроки обращения с жалобами в надзорную инстанцию сужены. Поэтому, по многим делам, рассмотренным мировыми судьями, районные и городские суды будут последней инстанцией. Председателям следует организовать работу так, чтобы дела в апелляционном порядке рассматривались более подготовленными и квалифицированными судьями.
Несмотря на ежегодный рост количества рассматриваемых мировыми судьями дел, качественный показатель их рассмотрения не только не уменьшился, а наоборот, вырос.
Законность постановленных в 2007 году мировыми судьями решений по гражданским делам составил 99,7 %, тогда как в 2006 году стабильность решений составляла 99, 4 %, а в 2005 году – 99,5 %.
Вместе с тем, у ряда мировых судей показатели отмены судебных постановлений ниже среднеобластного показателя. Председателям судов необходимо регулярно анализировать качество отправления правосудия мировыми судьями и принимать меры по его повышению.
4 февраля 2008 года постановлением президиума образован постоянно действующий пятидневный семинар для впервые назначенных мировых судей, мы со своей стороны примем меры к освоению ими профессии судьи, но в рамках времени этого недостаточно. Основное бремя ложится на вышестоящие районные суды, которые в начале должны помочь, а потом определить субъективную способность и объективную возможность качественно отправлять правосудие.
Сроки рассмотрения дел
В настоящее время одним и актуальных вопросов является соблюдение судьями процессуальных сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях. Подавляющее большинство жалоб к Российской Федерации, рассматриваемых Европейским Судом по правам человека, - это жалобы на длительное рассмотрение дел и длительное неисполнение судебных решений.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 52 от 27 декабря 2007 года «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» указано всем судьям на необходимость повысить личную ответственность за рассмотрение дел в установленные сроки, исключить факты волокиты. Обращено внимание на то, что за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения полномочий судьи.
Несмотря на то, что в 2007 году федеральными судами области гражданских дел производством окончено значительно меньше (на 22,2%), число дел, рассмотренных с нарушением процессуальных сроков, по сравнению с 2006 годом увеличилось на 0,3%.
Основными причинами субъективного характера нарушения процессуальных сроков и наличия в некоторых судах большого остатка нерассмотренных дел, как и раньше, продолжают оставаться недостатки и упущения, связанные с неудовлетворительной организацией судебного процесса, снижением исполнительской дисциплины, недостаточным контролем со стороны председателей судов. Встречаются случаи, когда вследствие неглубокого изучения материалов на стадии принятия заявления либо при подготовке дела к разбирательству, несвоевременного извещения участников судопроизводства, рассмотрение дел неоднократно откладывается. При этом в определениях зачастую не приводятся мотивы отложения, не указывается дата нового рассмотрения. По некоторым приостановленным делам после устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, производство не возобновляется или возобновляется спустя длительное время. Нередко отсутствует контроль за обоснованностью длительного нахождения дела в экспертном учреждении, длительного рассмотрения другим судом дела, решение по которому имеет преюдициальное значение.
Аналогичными являются причинами длительного рассмотрения дел и у мировых судей области. Однако у мировых судей, в отличие от федеральных, показатели по срокам рассмотрения дел, при их количественном росте улучшились на 0,1 %.
Вопросы профилактики нарушений законодательства
Вынесение частных определений – это не только один из способов устранения нарушения законодательства в будущем, но и реальная мера снижения количества поступающих на рассмотрение судов дел.
Особенно актуальным является профилактика нарушений законодательства по тем делам, где судебными постановлениями восстанавливаются права граждан: по делам об оспаривании действий и решений органов государственной и муниципальной власти; споры граждан с жилищно-коммунальными органами, органами Пенсионного фонда Российской Федерации, по делам о защите прав потребителей.
В 2007 году общее количество вынесенных федеральными и мировыми судьями частных определений выросло. Однако, по многим делам суды ограничились только постановлением решения, хотя, по установленным судом обстоятельствам дела, «напрашивалось» вынесение частного определения.
Председателям районных и городских судов необходимо регулярно анализировать профилактическую работу федеральных и мировых судей, и принимать меры по её повышению. Более того, мы должны добиваться принятия действенных мер по частным определениям и информировать об этой работе население области.
Вопросы гласности и открытости правосудия
Принцип гласности (открытости) является одним из основных принципов судопроизводства. Гласность является предпосылкой социального контроля за судебной властью, за тем, как вершится правосудие, а также информацией общества о нашей работе по защите прав граждан. Открытость несет не только информацию для населения, она служит делу правового воспитания и несет превентивную функцию в деле сокращения правонарушений.
Свободный доступ граждан и представителей средств массовой информации в открытые судебные заседания обеспечивает реализацию принципа гласности судебного разбирательства.
Вместе с тем, необходимо также учитывать, что общественное мнение о деятельности судебной власти формируется за счет той информации, которую население получает из СМИ. Зачастую эта информация носит негативный (например, о совершении судьями порочащих поступков) и искаженный характер. Редкие случаи мздоимства и неэтичного поведения, получившие огласку в прессе, формируют соответствующее мнение граждан о всей судебной власти.
При этом ежедневная кропотливая, тяжелая и ответственная работа судей по отправлению правосудия, восстановлению нарушенных прав граждан, в отсутствие её освещения, сводит на нет действия по повышению доверия граждан к суду.
Учитывая это, мы должны занимать активную позицию по ознакомлению населения с нашей работой, публиковать статистические данные, в том числе о росте числа заявлений граждан в суды, количестве удовлетворенных судами исков, отражающие реальную картину.
Созданный в декабре 2005 года официальный сайт Саратовского областного суда способствует решению проблемы гласности и доступности правосудия.
Данный сайт содержит адресно-справочную информацию об областном суде, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность судов, порядок рассмотрения обращения граждан, списки назначенных к рассмотрению дел, информация о рассмотрении судом дел, получивших широкий резонанс в обществе. На нем также размещены судебные решения по гражданским делам областного суда, вытекающим из публичных правоотношений за 2006-2007 гг., другая информация о деятельности областного суда. Практика работы сайта показывает, что информацией, размещенной на нем чаще пользуются журналисты различных СМИ, реже рядовые граждане. Обращения, поступающие в областной суд по электронной почте яркое тому подтверждение.
Во втором полугодии 2007 г. в целях регулярного освещения деятельности судебной системы области, а также упорядочения взаимодействия со средствами массовой информации было подготовлено Положение об аккредитации журналистов при судебных органах в Саратовской области. Данное Положение было утверждено Постановлением Совета судей Саратовской области от 22.10.2007 г. № 30. В настоящее время проводится аккредитация на 2008 г.
Соблюдение судейской этики, процессуальная дисциплина,
внешний облик судьи
Уважительное отношение граждан к суду, конкретному судье и всему судейскому сообществу во многом зависит от соблюдения судьями морально-этических норм, как при исполнении своих профессиональных обязанностей, так и во внеслужебной деятельности.
Согласно статье 3 Кодекса судейской этики, судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.
К сожалению, в нашей действительности имеют место случаи совершения подобных действий.
Так, в 2007 году квалификационной коллегией судей Саратовской области привлечено к дисциплинарной ответственности 7 судей, из них на двоих наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий.
Постулат «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе», актуален и в отношениях между судьями, работниками аппаратов судов и гражданами. Ведь уважительного отношения к себе можно добиться лишь собственным уважительным отношением к окружающим.
Спокойное и беспристрастное поведение судьи также способствуют уважительному отношению. В его поведении недопустимы грубость, хамство, проявление неприязни, несдержанности. Во время судебного заседания должны быть исключены какие-либо разговоры на отвлеченные темы, разговоры по телефону, комментарии и оценка доказательств, высказывание своей позиции по делу и т.п. Судебное заседание, проведенное ровно, спокойно, без нравоучений повышает авторитет судьи.
К сожалению, в течение 2007 года поступали на судей жалобы на несвоевременное открытие судебных заседаний, изготовление судебных постановлений и выдачу их копий, на несвоевременное направление исполнительных листов, на грубость судей и работников аппарата, опоздания их на работу, нарушение судьей установленной законом процедуры рассмотрения дела.
Внешний вид судьи также является неотъемлемой частью его поведения. Известная пословица «Встречают по одёжке, а провожают по уму» применима и к нашей деятельности. Деловой вид одежды и мантия в судебном заседании создают соответствующее впечатление о судье. Об уважении не может идти речь, если судья неряшливо одет, непричесан или увешан многочисленными украшениями.
Председателям районных судов необходимо принципиально подходить к случаям совершения работниками аппарата и судьями дисциплинарных проступков, и принимать соответствующие меры реагирования вплоть до увольнения работников аппарата и направления представлений на судей в квалификационную коллегию.
Работа с кадрами, резервом
Проведение судебной реформы, повышение эффективности правосудия неразрывно связано с решением такой важнейшей задачи, как подготовка и формирование кадрового резерва на должности судей.
Из года в год неэффективная работа Управления судебного департамента в Саратовской области, председателей районных (городских) судов области в данном направлении, а зачастую отсутствие таковой приводит к хронической и острой нехватке достойных кандидатов на конкретные должности судей при объявлении вакансии.
В 2007 году имели место случаи, когда квалификационная коллегия судей неоднократно объявляла об открытии вакансии по одной и той же должности судьи в связи с отсутствием достойного кандидата на ее занятие.
Формирование стабильного и высокопрофессионального судейского корпуса основывается на каждодневной работе судей и председателей судов с работниками аппаратов, и в частности с помощниками судей. За определенное время службы будет видно, справляется ли с работой кандидат, проявляет ли способности по составлению процессуальных документов, судебных постановлений, умеет ли он общаться с гражданами и коллегами по работе.
Кроме того, воспитание кандидатов в судьи из числа местных кадров позволит решить вопрос с перемещением назначенных судей для работы с одного места жительства на другое, как следствие, позволит избежать возможной проблемы с жильем и размещением. Это, в конечном счете, позволит судье полностью сосредоточиться на работе, не задумываясь ни о жилищных проблемах, ни о том, как побыстрее перебраться в областной центр.
Затягивание по обсуждаемой причине процесса назначения судей приводит к повышению нагрузки на судей тех судов, где имеются вакансии, и, как следствие, отсутствие времени для более детального изучения сложных дел. А это в свою очередь не может не сказаться в итоге на качестве отправления правосудия.
Если сегодня мы не сформируем квалифицированный и добросовестный резерв для заполнения вакантных должностей судей, то завтра не может быть и речи о качественном правосудии в области.
Необходимо повысить роль кураторов судов, которые будут постоянно подталкивать и Судебный департамент, и конкретного председателя суда к постоянной работе по формированию кадрового резерва, а также к принятию мер по соблюдению судами процессуальных сроков рассмотрения дел.
Областным судом принято решение о стажировке впервые назначенных мировых судей. Управлению судебного департамента следует продумать в этой связи организационные мероприятия.
В заключении хочу сказать, что судьи области проделали в 2007 году большую работу по осуществлению правосудия. Однако необходимо принять все возможные меры к устранению озвученных недостатков в их работе.